ГЛАВА 2
КОКОШНИК
– ПРАЗДНИЧНЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ ЖЕНЩИН
2.1
Версии появления кокошника на Руси
Наконец, перейдем к самой
известной части крестьянского женского головного убора — кокошнику. «Кокошники,
— пишет И.Георги, — род косокруглой каски, вышитой шелками. Под кокошником — подубрусник
из холстины, вышитой шелками или бумагою разных цветов» [3.С.103].
«Подубрусник» — скорее всего название волосника, наголовника, поскольку
кокошник сзади подвязывался, покрывался платками, фатами (то есть своего рода
«убрусами»). Кокошник имел переднюю декоративную часть — «начельник» и донце
(или начельник и волосник) со спуском позади ленты. Начельник был самым разным
по своей и форме, и величине. Но во всех случаях он напоминал что-то вроде
опахала или округлого щита, вертикально охватывающего сверху голову женщины.
Начельник обычно пришивался к «донцу» или к волоснику, шапочке или даже к
сороке и кичке (см. Приложение 1).
Маленькие, низкие кокошники в
народе часто называли сороками и наоборот. Однако большие высокие кокошники
трудно было спутать с чем-то другим.
История кокошника полна тайн и
загадок, а точного времени его появления не знает никто. Происхождение
этого головного убора до конца не ясно. Известно, что этот головной убор
нёс идею неба, изображения солнца, мирового древа, устремляющегося в небо,
изображения птиц. Само название "кокошник" (от "кокошь" –
петух, курица) является "птичьим", впрочем, как и "кика", "кичка" (утка),
"сорока" и другие [14].
Кокошником издревле назывался
высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Кокошник
- старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг
головы. Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда
впервые зафиксировано употребление слова). Хотя точное время его появления неизвестно.
Есть несколько версий появления кокошника в нарядах русских женщин. Одна из них
- византийская версия. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы
небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к
прическе. В эпоху расцвета Византийской империи, этот головной убор все так же
пользовался популярностью у модниц, так как наряды византиек были по восточному
строги, украшать голову "венцами" было принято только среди
незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным
покрывалом. Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией
княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. Именно
тогда традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в
русском обществе. Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения,
и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого
бисером, золотом или жемчугом кокошника, закрывающего волосы (женского) или же
не закрывающего (девичьего), так называемого "венца". Однако
некоторые исследователи отмечают и монгольское влияние на моду Руси, так как
среди монгольских женщин также бытовал похожий головной убор. В любом случае
кокошник органично вписался в структуру русского костюма. Уже в погребениях
Новгорода, относящихся к X—XII веку, встречаются некоторые подобия кокошника:
твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью
до ушей [13].
Кокошники считаются головными
уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени
вместо них предпочитали носить убрусы и сороки. Кокошник, известный на Руси еще
в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских
головных уборов. Известен на большей части территории Европейской России и в
Сибири как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и
мещанскому сословию.
Петр I своими указами запретил боярышням носить
этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде, как атрибут
праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес
к русской истории и российским древностям. Увлечение русской стариной
становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и
царскому костюму Московской Руси XVII в. В
моду входит придворное платье, напоминающее сарафан, дополненное кокошником и
длинной сборчатой рубашкой. Кокошник был возвращен в женский
придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный
костюм. Так одевались и русские императрицы [16] (см.Приложение 4).
В конце XIX века во многих губерниях России кокошники, как праздничный
головной убор, стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа:
сборниками, повойниками, наколками и т.
д. Однако еще в 20-е годы XX века в некоторых селах и деревнях кокошник
использовался как свадебный головной убор, который молодая женщина надевала на
свадебный пир.
2.2
Традиции ношения кокошников
Обычно кокошник надевали в праздники, в
будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними
женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые
этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со
временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и
покрывалом, даже если его носила незамужняя девица [6].
Кокошник плотно охватывал голову, закрывая
волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком (см.Приложение 5).
Кирсанова пишет об этом следующее: «В художественном строе русского
национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой
монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо,
подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато
украшенные кокошники» [Там же].
Вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как
часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно
заменялась кокошником или кикой). Кокошник считался праздничным и даже
свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и
символами супружеской верности и плодородия, т.е. кокошник был не только
украшением женщины, но и ее оберегом. Жемчужный кокошник молодая надевала на
свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем —
только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям
приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день
свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей
«жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая
Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех
дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже
исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.
Кокошники обычно изготавливались
профессиональными мастерицами - «кокошницами», владевшими навыками шитья
жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Продавались
кокошники в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались
на заказ. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники
тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто
они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой
семейной ценностью и были непременной частью приданого невесты из зажиточной
семьи [15].
Женский головной убор в своих
формах и декоре более других частей костюма сохранил архаичные черты, содержит
многочисленные временные напластования.
|