Среда, 24.04.2024, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS

История Тамбовского края глазами школьников

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи школьников

МОЛОДЕЖЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА: ЦЕННОСТИ НЕПОХОЖИХ
ВВЕДЕНИЕ Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею нравственные ориентиры во многом определяют будущее общества. « Эх, не то нынче поколение… »- эта фраза кочует из эпохи в эпоху. Люди, которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Мы были другие», - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир. Так какое оно, это поколение, помимо того, что просто другое? Проблема выявления ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений, любимых способов проведения досуга, взаимоотношений со старшим поколением, религиозным самоопределением современной молодежи в последнее время особенно актуальна. Молодые сегодня, особенно молодежь до 18 лет, росли и воспитывались уже в новое время. Процесс их становления пришелся на период исторического развития нашей страны, когда не было единой идеологии, когда в прошлое ушли пионерские и комсомольские организации, и воспитание стало больше зависеть от семьи, чем от общества. По сути, растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Именно поэтому в своей работе мы бы хотели осветить наиболее острую проблему современного общества, проблему изменения нравственных ценностей современной молодежи. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие “сквозные” ценности, которые являются стержневыми в любую эпоху и в любом обществе. Например, трудолюбие, образованность, доброта, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Ведь именно «падение» значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Одна из центральных социальных проблем здесь заключается в том, что, как правило, молодежь или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается.(См.Приложение 1) В последнее десятилетие наше общество почти напрямую столкнулось с последним. Добиться хотя бы частичного принятия поколением детей общественных ценностей своих предшественников, совместить новые общественные ориентиры с прежними ценностными устоями так, чтобы революционизировать бывшее советское сознание, но при этом не спровоцировать обвал социальности, - все это оказалось непростым, но важным вопросом выживания Российского общества и государства. В его решении отечественная политика пока вряд ли может похвастать достижениями и успехами. Объектом исследования являются нравственные ценности молодого поколения. Предмет исследования: изменения в ценностных ориентирах современной молодежи. Цель исследования: определить систему ценностей современных молодых людей и причины произошедших изменений в сознании молодого поколения. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: - изучить научную, научно-популярную, учебную литературу, Интернет – источники по теме работы; - сопоставить точки зрения авторов; - изучить историю проблемы; - провести социологический опрос путем анкетирования среди представителей молодежи разных возрастных категорий; - проанализировать полученные данные в соотношении с всероссийскими особенностями; - составить социальный портрет современной молодёжи; - сделать обоснованный вывод по проблеме; - внедрить полученные результаты в школьную практику. В проведенном исследовании использовались метод анализа и синтеза материалов прессы, монографий, учебников, сравнительно - сопоставительный метод, также социологические методы исследования (анкетирование, социологический опрос, интервьюирование), обобщение и интерпретация полученных данных. Существует широкий круг литературы по данной теме. Весомый вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи был внесен работами таких известных российских социологов как В.А. Ядов [14], В.Г. Лисовский и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в стране ставит молодежь в очень сложные условия. "Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец", - так считает социолог А.Г. Кузнецов[7]. "От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения — явления общественные, коллективные"[2]. Вышесказанное определяет актуальность нашей темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития общества и страны. В работе использованы публикации в периодической печати - статьи, обзоры, заметки; данные социологических исследований, проводившихся в России. Особого внимания заслуживают статьи по проблеме изменения ценностей современной молодежи, опубликованные в журнале «Социологические исследования», так как отражают реальную картину происходящего в российском обществе сегодня. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения.[6] Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.[10] Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность "быть русским" интегрирует людей в общество россиян, ценность "быть китайцем" в китайское общество, ценность "быть христианином" в христианское общество. Ценности подразделяются на "интегрирующие — те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие — те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении"[13]. В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. "Особое место в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально – экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями"[13]. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом. В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их содержание и направление функционирования"[12], поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества"[12]. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей. Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, — "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей."[13] Возрастно-демографический фактор [8] формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом, с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливают двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием. Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможности проявить свою самостоятельность в независимом выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания ценностной направленности. Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные, духовно-гуманитарные, материально-экономические. Основываясь на теории М. Вебера, скажем, что действия человека осмысленны лишь в соотнесении с ценностями. Несомненно, что ценности определяют, таким образом, действия людей, а также их поведение.[1] Обратимся теперь к реальной ситуации в обществе. ГЛАВА 2 ЦЕННОСТИ ВЧЕРАШНЕЙ МОЛОДЕЖИ ИЛИ ЧТО ЦЕНЯТ «ОТЦЫ» В 70-80-е годы ХХ века в СССР пропагандистская составляющая ценностных установок молодежи полностью оставалась под влиянием власти. Партийная идеология окутывала, словно паутина все сферы жизнедеятельности молодого поколения данного периода и влияла на значимость тех или иных ценностей в их жизни. Конечно, с одной стороны – наличие идеологии в СССР – отсутствие плюрализма мнений и отсутствие возможности сделать шаг в сторону, чего и не хватало советской молодежи, но, если посмотреть с другой стороны – отсутствие какой либо государственной идеологии вообще (как это будет в последующие 90-е гг.) – оборачивается более острыми проблемами. Не смотря на навязчивость идеологии КПСС, она прививала молодежи такие ценности как ответственность, порядочность, работа в коллективе, чувство патриотизма. Молодежь "советского" образца (60-80 годы ХХ века), по материалам нашего анкетирования среди родителей, мечтала обучиться ремеслу, которое было ей интересно, была цель стать профессионалом в своей области, этому также способствовала и система распределения. В кружках воспитывали юных радиолюбителей, конструкторов, механиков. Молодежь активно шла как в науку, так и на производство. Человек чувствовал себя частью коллектива, был движим общей целью, многие считали себя строителями коммунизма, и искренне верили в эту идею. Время рубежа 80-90-х гг. ознаменовалось значительным приоритетом в молодежной среде ценностей потребления. Существенно уменьшилось в глазах молодых людей значение таких нравственных качеств как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость. Все большее распространение получает прагматизм в решении жизненных задач. Несомненным, положительным фактором социально-экономических изменений этого периода следует считать появление политических и экономических свобод. При всех издержках необходимо признать, что в это время в молодежной среде зарождается ценностный плюрализм. Свобода, пока еще не реализованная, потенциальная, все-таки несомненное благо и, в первую очередь, - для молодежи. И даже, если она просто заявлена в политических декларациях, это уже причина множества альтернатив. В принципе можно отметить появление личностного аспекта. Появляются такие сферы притязаний молодежи – как: богатство (имущественная состоятельность), престиж (социальный статус) и власть (участие в политике). В центр были поставлены: личный успех, благосостояние, семейное счастье. Тогда как понятие “благо страны” несколько утратило свое прежнее значение. Многие молодые люди уже не видели опору в государстве, а потому отказывали ему в своем доверии и не ориентировались на свое сотрудничество с ним. И понятие “патриотизм” стало растворяться в 90-х гг. Вместе с тем молодежь в начале 90-х гг. все чаще становится объектом манипулирования политтехнологов, представляющих интересы вполне конкретных олигархических групп и политических партий. Необходимо также обозначить негативные тенденции ценностных переориентаций молодежи первой половины 90-х гг., в которых, кроются причины последующей пассивности значительной ее части. Хотя такие ценности, как: материальные, моральные и общественно-политические стали базой для становления сегодняшней молодежи. Кстати, в это же время образовалась ценность свободного выбора. Конец двадцатого столетия стал в России временем трансформации базовых социальных институтов и заметной эволюции российской ментальности. "За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". ... Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения"[2]. "Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее"[5]. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует [8]. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости [2]. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптации к происходящему. В большей части теоретических исследований молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российской молодежи начала XX в.[3] Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному влиянию признается молодежь. Вместе с распадом Советского Союза, рухнула целая система нравственных и культурных ценностей. Общество было расколото на тех, кто хотел вернуть СССР и тех, кто грезил переменами. Последующие события лишь усугубили духовный кризис, оставив глубокие раны в сознании людей, а, следовательно, и в умах подрастающего поколения, которое сейчас и составляет такую группу как "современная молодежь". Какие изменения ценностных установок произошли у молодежи в отношении работы, семьи, морали, религии, патриотизма? ГЛАВА 3 МОЛОДЕЖЬ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТИ НЕПОХОЖИХ 3.1. Своеобразие ценностей современной молодежи Молодежь сегодня - это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен. К концу 90-х годов сформировались два пласта сознания – “традиционный” и “современный”. “Традиционный” пласт представлен унаследованными от родительского поколения советскими ценностными образцами – коллективизмом, хорошим образованием, законопослушанием, профессионализмом. В свою очередь, “современный” объединил в себе ценности нарождающегося капитализма: предпринимательский талант, индивидуальность, рационализм, практичность. В принципе, сейчас эти две группы ценностей в сознании молодых россиян сосуществуют, не вытесняя друг друга. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют “все и вся”, занимаются поисками “врагов”, на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в “никуда”, становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые жизненные условия, ищут пути решения возникающих проблем. Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.[11] 3.2. Смысл жизни и другие мировоззренческие ценности молодежи Смысл жизни, это риторический вопрос, волнующий наверняка все человечество на протяжении всей его жизни. Молодежь в этом плане состоит в силу своего возраста в постоянном поиске самого смысла жизни. В нашей анкете, на вопрос «Как часто Вы задумываетесь над смыслом жизни?» мы получили следующие ответы. Как оказалось молодежь часто задумывается над смыслом жизни - около 40% опрошенных ответили на поставленный вопрос «часто». «Иногда» задаются столь философским вопросом 38,75%, принимающих участие в исследовании. Ответ «Редко» выбрало 13,75%. Затруднения при ответе на данный вопрос возникли у 5% молодежи. И, наконец, никогда не задумываются о бренности всего живого только 2,5% опрошенных. Говоря о ценностных ориентациях молодого поколения невозможно не затронуть вопроса о желаниях и приоритетах нынешней молодежи. Мы задали вопрос «Чего бы Вам больше всего хотелось добиться в жизни?» Больше всего юное поколение желает обрести семейное счастье, этот ответ набрал большее число процентов, так ответило 81,25% опрошенных. Второй по полярности ответ среди молодежи «найти настоящую любовь». Также молодежь хочет в будущем стать квалифицированными специалистами, быть свободными и независимыми. В число своих заветных желаний молодежь также включает богатство, так ответило 28,75% респондентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью. Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит семьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры. Видимо влияет фактор неблагополучия в собственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытав на себе жестокость в своих семьях, не желает подобного своим детям. Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему по силам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению с началом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса. Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифры процент тех, у кого не входит в планы получение образования, профессии. Не входит в планы занятие любимым делом. Это говорит о том, что достаточно велика прослойка тех, кому чужды идеалы и ценности цивилизованного общества, и, что самое печальное, еще больший процент молодежи смирилось с тем, что им не стать богатыми и не заниматься любимым делом. Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежи оптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, для нее главной ценностью является семья и к вопросу создания ее они подходят очень серьезно. Несмотря на неопределенность и нелогичность в выборе основной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущей жизни. Заключительный вопрос анкеты звучал так: «Уверены ли вы, что сможете реализовать свои жизненные планы?» Половина опрошенных была не совсем уверены в реализации своих планов на будущее. Такое же количество человек высказало полную уверенность в завтрашнем дне, совсем неуверенных в достижении поставленных целей всего лишь 1,25%. 3.3. Морально-нравственные ценности молодежи По мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен моральный цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% – представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%). Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи показывает, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам больше всего ощущается среди самых юных. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43%). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно. Интересные сведения по этому вопросу приведены в материалах всероссийского опроса: «Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах – здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов»[11]. Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» – телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ¾ наших сограждан – 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%). Причем западная культура притягивает многих не только в качестве образцов, служащих примером для подражания, но и в качестве желаемой среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей. Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что был раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее – 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными. Не только многие молодые россияне считают этот процесс естественным. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни. Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезному пересмотру ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаются с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи. Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Но нельзя не видеть и того, что поступиться моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые и должны передавать свой нравственный багаж детям. Чем молодежь готова пожертвовать во имя успеха, к чему она может отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу? Как показывают исследования, в целом россияне показывают достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу – заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ¾ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста. В число запрещенных действий для поколения отцов входят также публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего. Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность. В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток. Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте – все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий. Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей – неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, чем среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности – взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%). По остальным действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%. Основным результатом анализа распределения ценностей по важности стало то, что около 2/3 опрошенных поставило на первые места свободу, честность, личную ответственность за свою судьбу, собственную индивидуальность и независимость. Можно говорить о том, что молодое поколение усвоило и приняло ценности свободного, демократического государства с рыночной экономикой, которые декларированы в основном законе Российской федерации – Конституции РФ. Один из главных постулатов жизни – честность, одобренный 2/3 опрошенных, является основой для утверждения других ценностей, таких как неприятие поступления принципами ради личной выгоды. Особняком стоит вопрос о допущении риска, для достижения цели. Здесь мнения разделились примерно поровну: 50,6% - не хотят рисковать, 49,4% - хотят. Как бы ни велико было число тех, кто согласен с общепризнанными ценностями и нормами морали цивилизованного общества, все-таки велико число тех, кто готов поступиться принципами ради личной выгоды, кому больше дороги материальные блага, чем свобода, для кого не важен способ получения доходов. Для этой части опрошенных упорство, настойчивость, инициатива, опора на собственные силы в жизни для достижения цели заменена пессимистическими настроениями и апатией. Они хотят достичь успехов, не прилагая к этому нужных усилий. Экономический кризис, разгул преступности и падение нравов не прошли незамеченными для российской молодежи. Высокая безработица (каждый третий безработный – человек в возрасте до 30 лет), криминализованность рыночных отношений, коррумпированность чиновников на всех уровнях, отсутствие внимания к молодежи со стороны общества, низкая материальная и социальная поддержка молодежи со стороны государства, пропаганда аморального поведения и насилия в СМИ и проникновение далеко не «идеального» западного взгляда на образ жизни – далеко не полный список проблем, негативно повлиявших на российскую молодежь в 90-е годы. В то время как большинство молодых людей стремиться переступить через возникшие трудности, принимая их как данность и не желая с ними мириться, другая часть, около 30-35%, смирились с ними и не желает преодолевать их. Они встают на путь наименьшего сопротивления, используя все имеющиеся средства, в основном нечестные. Такая молодежь подвержена влиянию криминальных структур, многие из них вступают в экстремистские организации и тоталитарные секты. Пытаясь достичь богатства и успеха легкими, но сомнительными и опасными путями в большинстве своем они скатываются на дно общества, теряя все нажитое их родителями и т.д. Невнимание государства к проблемам молодежи: отсутствие институтов поддержки молодежи и программ содействия профессиональному и жизненному самоопределению молодежи, неэффективная система трудоустройства – все эти факторы способствуют росту численности этой пассивной и асоциальной части молодежи.(См.Приложение 5) По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИЧиНБ) [9], изменения в системе культурных потребностей молодежи в период с 1987 по 1997 года происходили следующим образом: с конца 80-х гг.. в российском обществе особенно среди молодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей.(См.Приложение 3) Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время незначительному спаду подвержены познавательные и образовательные ценности, которые все же служат основой жизненного успеха. Не слишком упал престиж также и массовой культуры и вообще искусства. Правда, для значительной части слово «культура» и «искусство» вряд ли подходят т.к. из-за стирания нравственных, моральных и культурных норм и границ в молодежном обществе часто путаются понятия «культура» и «псевдокультура». ГЛАВА IV ЦЕННОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ АНКЕТИРОВАНИЯ Выявив общероссийские тенденции в ценностных ориентациях молодежи, следует перейти к результатам нашего исследования. Исследование проводилось путем анкетирования. В анкетировании участвовало 120 человек. Опрос был анонимный и проводился среди школьников от 14 до 18 лет. XIX век породил, а XX век усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов время препровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, почти 40% других преступлений связано с опьянением. Убийство, грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов тесно связано с пьянством. В последние годы уровень потребления алкоголя в России существенно возрос во всех возрастных категориях, включая детей моложе 12 лет, и составил в 1998 году 5% среди 13-14 летних, 10% среди 15-16 летних и 26% среди молодежи, не достигшей 18 лет.[4] Поэтому в нашей анкете первые вопросы были связаны с выявлением количества употребляющих алкоголь и причинами его употребления. Показательно, что 81% опрошенных признали, что алкоголь употребляет большинство молодых людей. Но в то же время, 69% опрошенных сами не пьют. А вот причины употребления алкогольных напитков вызывают настороженность: 40% пьют, чтобы поднять настроение, 30% - чтобы быть, как все, 5% - от нечего делать. (См.Приложение 4) Что же произошло в обществе и с нами молодыми, если поднять настроение можно, в основном, выпив алкоголь? Курение является так же одной из основных проблем среди молодежи. На вопрос: «Курите ли Вы?» большинство анкетируемых ответили, что никогда не курили, так ответило 80% опрошенных. Редко курят 7% молодежи. И, наконец, курят постоянно 13% (как не страшно это звучит, но опрос показал, что курят в основном девушки). Начнем с характеристики организации жизнедеятельности возрастной группы - от 14 до 18 лет. Вопрос «Какие проблемы беспокоят Вас больше всего?» Самая злободневная проблема юной части населения, по результатам нашего анкетирования – отношения с родителями. На втором месте – отношения со сверстниками, третья по значимости проблема – отношения между родителями, на четвертом месте проблема одиночества и непонимания окружающими. Пятой по значимости является проблема отсутствия в селе возможностей удовлетворения потребностей в культурном и интеллектуальном росте молодежи. (См. Приложение 6) Интеллектуальные запросы молодежи у нас удовлетворяет преимущественно школа. Но это по идее и по исторически сложившимся возможностям. Однако, как известно, школа сегодня не пользуется тем безусловным авторитетом, которым были отмечены 50-60-е годы. Причины здесь разные, проблема одна - кризис школы как одного из социальных институтов. Приведем данные всероссийского социологического исследования 1991 года: 82% - опрошенных молодых людей отрицали участие школы в формировании их этических идеалов, 82% - в формировании мировоззрения, 81% - в формировании интеллекта; 87% - в определении профессионального выбора. Дополним эти данные результатами опроса 1992 года, согласно которым 74% опрошенных назвали главным источником информации телевидение, а 0,5% из них в числе своих авторитетов назвали школьного учителя. Чем же является школа для молодого человека 14-18 лет сейчас? В ходе опроса был задан вопрос: «Что для Вас учебное заведение, в котором Вы учитесь?» Для большинства это "место подготовки к будущей жизни".(См. Приложение 7) И хотя сама школа уже не первый год пытается разобраться, к чему она должна готовить своих воспитанников, их ожидания, тем не менее, определены вот в эту форму: "К будущей жизни". Эта позиция еще уступает у 14-летних пальму первенства такой роли, как "место общения со сверстниками", но далее, с 15 лет, этот мотив - главный, формирующий ценность учебного заведения в мнении молодежи. С 16 лет и старше он прочно подкреплен позицией "это надо мне". И даже если там не интересно, и это не то место, где есть возможность раскрыть или проявить свои способности - несмотря ни на что, во имя будущей жизни. Получается, невозможность проявить себя и полноценно пообщаться в школе с друзьями толкает молодежь искать выход из ситуации вне школы, самой организовывать досуг. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали привычными для современной молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. На вопрос «Где и как Вы проводите свой досуг?» лидирующее положение занял ответ: дома (88,75%). Результаты исследования показали, что зачастую молодежи просто негде провести свой досуг. В ходе опроса очень часто встречались жалобы на нехватку мест отдыха молодого населения. Досуг имеет доминирующее значение для 58% опрошенных. Учеба является доминирующей для 10%, учеба и досуг равнозначны для 30%, затруднились с ответом 2%. В то же время наблюдаются некоторые изменения. Во-первых, можно отметить, что по-прежнему причинами-лидерами здесь остаются пассивность молодых людей, установка на потребительство, неумение и нежелание организовать свой досуг, низкая информированность. Во-вторых, в числе препятствий на пути к желаемой форме проведения свободного времени появились новые факторы. Так, заорганизованность и формализм, бывшие раньше главным врагом досуга, переместились на последнее место. И молодежь теперь столкнулась с реалиями новой социальной и экономической ситуации в стране. Более детальную картину желаемого и доступного в организации и проведении свободного времени дает вопрос "Как Вам хотелось бы проводить свое свободное время и как Вы его действительно проводите чаще всего?" И здесь вырисовывается интересная ситуация расхождения желаемого с действительным. Большинство привычных форм досуга – это общение с друзьями (58,2%) и просмотр телевидения (58,2%). А вот хотели бы так проводить время только 30%. Далее был задан главный развернутый вопрос анкеты о согласии респондентов с основными ценностями и принципами жизни человека. Основным результатом анализа распределения ценностей по важности стало то, что около 2/3 опрошенных ставят на первые места свободу, честность, личную ответственность за свою судьбу, собственную индивидуальность и независимость.(См. Приложение 2) В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что из-за экономического кризиса 90-х, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т.п.). Это подтвердили и результаты нашего исследования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? В последнее время средства массовой информации не умолкают сообщениями о мировом финансовом кризисе. Однако уже общеизвестно, что экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Так каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего человеческого потенциала и, прежде всего, молодого поколения? В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально - нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности. Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. В отношении семейных ценностей современная молодежь превыше всего ставит отношения с родителями и между ними, отношения с друзьями, как было и раньше. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: - молодое поколение адаптировано к жизни современного общества; - своими главными жизненными приоритетами молодежь считает скорее духовные ценности, включающие в себя создание семьи и обретение смысла жизни; - среди негативных качеств молодежи следует выделить большую подверженность вредным привычкам (алкоголизм, курение), которые стали почти нормой; - в отличие от более взрослых поколений, которые знали "как должно быть", современные молодые люди имеют различные взгляды, приоритеты и предпочтения. Что делать? Хотелось бы подчеркнуть, что молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально–демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). И в этой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторые довольно успешно адаптировались к рыночной экономике, благодаря чему оказались в частном секторе, а кто-то строит карьеру и в государственном секторе. Другие не могут самоопределиться, выбрать правильный жизненный путь. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность. Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только они могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, перестать осуждать все то, что несет с собой молодежная культура. Наши ценности формируют наше представление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. А раз так, то Россия будет процветающей, демократической страной. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи /Под ред. Ю.Г.Волкова. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2001. –576 с. 2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход)//Социологические исследования.- 2000.- № 12.- С.96-108. 3. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №1. – С.16-23 4. Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999. – № 7. – С.23-31. 5. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия. – СПб.: Астерион, 2005. – 148 с. 6. Кон И.С. Краткий словарь по социологии.- М.: Наука, 1988.- 164 с. 7. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи.- Саратов. 1998.- 138 с. 8. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.: СПбГУ, 2000.- 519 с. 9. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М.: Наука, 1999.- 191 с. 10. Сибирев В.А.Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного анализа) // Вестник СПбГУ. – 1996. - № 5. – С.47-53 11. Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовский.- СПб.: СПбГУ, 1996.- 237 с. 12. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования.- М.: Институт молодежи, 1996. - 129 с. 13. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. - Москва-Воронеж.: НПО МОДЭК, 1998.- 186 с. 14. Ядов В.А. Социологическое исследование. – М.: Наука, 1987. – 248 с.
Категория: Статьи школьников | Добавил: Irenar (03.11.2011) | Автор: Матвейкина Мария
Просмотров: 22921 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0