Пятница, 29.03.2024, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS

История Тамбовского края глазами школьников

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи школьников

Женский головной убор на Руси в XVII - XVIII веках: история появления и особенности тамбовского кокошника -2 часть
ГЛАВА 2
КОКОШНИК – ПРАЗДНИЧНЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ ЖЕНЩИН 
                                      2.1 Версии появления кокошника на Руси                                     

Наконец, перейдем к самой известной части крестьянского женского головного убора — кокошнику. «Кокошники, — пишет И.Георги, — род косокруглой каски, вышитой шелками. Под кокошником — подубрусник из холстины, вышитой шелками или бумагою разных цветов» [3.С.103]. «Подубрусник» — скорее всего название волосника, наголовника, поскольку кокошник сзади подвязывался, покрывался платками, фатами (то есть своего рода «убрусами»). Кокошник имел переднюю декоративную часть — «начельник» и донце (или начельник и волосник) со спуском позади ленты. Начельник был самым разным по своей и форме, и величине. Но во всех случаях он напоминал что-то вроде опахала или округлого щита, вертикально охватывающего сверху голову женщины. Начельник обычно пришивался к «донцу» или к волоснику, шапочке или даже к сороке и кичке (см. Приложение 1).

Маленькие, низкие кокошники в народе часто называли сороками и наоборот. Однако большие высокие кокошники трудно было спутать с чем-то другим.

История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто. Происхождение этого головного убора до конца не ясно. Известно, что этот головной убор нёс идею неба, изображения солнца, мирового древа, устремляющегося в небо, изображения птиц. Само название  "кокошник" (от "кокошь" – петух, курица) является "птичьим", впрочем,  как и  "кика", "кичка" (утка), "сорока" и другие [14].

Кокошником издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые зафиксировано употребление слова). Хотя точное время его появления неизвестно. Есть несколько версий появления кокошника в нарядах русских женщин. Одна из них - византийская версия. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе. В эпоху расцвета Византийской империи, этот головной убор все так же пользовался популярностью у модниц, так как наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом. Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. Именно тогда традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе. Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения, и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника, закрывающего волосы (женского) или же не закрывающего (девичьего), так называемого "венца". Однако некоторые исследователи отмечают и монгольское влияние на моду Руси, так как среди монгольских женщин также бытовал похожий головной убор. В любом случае кокошник органично вписался в структуру русского костюма. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку, встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей [13].

Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки. Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. Известен на большей части территории Европейской России и в Сибири как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию.

Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде, как атрибут праздничной или свадебной одежды.

   В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям. Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан, дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Так одевались и русские императрицы [16] (см.Приложение 4).

В конце XIX века во многих губерниях России кокошники, как праздничный головной убор, стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и  т. д. Однако еще в 20-е годы XX века в некоторых селах и деревнях кокошник использовался как свадебный головной убор, который молодая женщина надевала на свадебный пир. 

2.2 Традиции ношения кокошников

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица [6].

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком (см.Приложение 5). Кирсанова пишет об этом следующее: «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники» [Там же].

Вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).  Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т.е. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

  Кокошники обычно изготавливались профессиональными мастерицами - «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Продавались кокошники в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью и были непременной частью приданого невесты из зажиточной семьи [15]. 

Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранил архаичные черты, содержит многочисленные  временные напластования.

Категория: Статьи школьников | Добавил: Irenar (07.05.2011)
Просмотров: 5543 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0