Пятница, 19.04.2024, 13:10
Приветствую Вас Гость | RSS

История Тамбовского края глазами школьников

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи школьников

РУССКИЙ САМОВАР: ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА И ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ИЗ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА (продолжение работы)

ГЛАВА 3

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ САМОВАРОВ

 

Во все времена люди были увлечены коллекционированием, и благодаря им сохранились до нашего времени многие старинные вещи, в частности самовар.

После Второй мировой войны самовары стали предметом коллекционирования. Их собирают, за ними охотятся. Знаменитая коллекция самоваров Русского музея началась с приобретения в 1965 году сорока старинных изделий у Е.Г. Андреевой-Аренд. Самым известным музеем самоваров стал музей в Туле.

Коллекционер Пётр Кондратьевич Лобанов положил начало коллекции самоваров, приобретя первые 10 интересных экземпляров в качестве предметов украшения интерьера. Лобанов заинтересовался самоваром, как живым предметом быта, прошедшим через века.

Характер работы Лобанова был связан с разъездами по провинциальным городам России. Однако в провинции, как правило, были поздние самовары, и те, что выпускались на рубеже XIXXX веков промышленным способом и, следовательно, большими партиями.

 Андрей Лобанов, его внук, провёл всё своё детство в окружении этих прекрасных вещей, и они, естественным образом, повлияли на его дальнейшие интересы.

Поэтому, заинтересовавшись самоварами как объектом собирательства, Андрей стал исследователем истории самовара. Опираясь на полученные знания, он тщательно отбирал каждый приобретаемый экземпляр, понимая, что ценность коллекции не в количестве, а в качестве собранных им предметов их полноте. Коллекция должна была состоять из предметов, отражающих высшие достижение ремесла, совокупности технических приемов и художественного решения. Каждый из них в отдельности должен был иметь свою историю, а все вместе они должны были отражать историю самовара как предмет национальной гордости.

Так, шаг за шагом, предмет за предметом, была собрана уникальная коллекция.

Коллекция Андрея Лобанова состоит из 200 самоваров. Как считает сам собиратель, она полностью отражает историю самовара за три столетия [11].

Но Андрей Лобанов не одинок в своем желании сохранить самовар, как лучшее проявление народной  мудрости.  В Липецкой области, в старинном данковском селе Тёплое живёт немало одарённых людей. Один из них – резчик по дереву Николай Ломовский. Он не только мастер – золотые руки, но и собиратель старины. Одно из главных его увлечений – коллекционирование предметов быта прошлых веков. Вот, что он рассказывает о своем увлечении:

- Собирателем я стал после того, как мне достался самовар моей бабушки Анны  Поликарповны, до этого он принадлежал её маме, моей прабабушке. Когда я был совсем маленьким, мы приходили с матерью и отцом в гости к бабушке и пили чай из этого самовара за большим столом. Помню, он дышал паром, сверкал медными боками и был словно живой.

Сейчас у Ломовского 12 самоваров, почти все они были изготовлены в середине XIX века на предприятиях известных тульских фабрикантов Николая Баташева, братьев Шемариных, Воронцовых, Моисеевых [12]. Тульские мастера обладали особым секретом, поэтому в их самоварах кипяток очень долго не остывал. Скорее всего, секрет этот заключался в особых сплавах. Использовали для самоваров медь зелёную (латунь), красную, томпак. Иногда самовары серебрили или золотили. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25 – 30 рублей. Сумма по тем временам немалая.

 Изделия конца XIX века отличались скромностью, изяществом и предназначались они для массового потребителя. Именно такие экземпляры и удалось найти Ломовскому.

До наших дней в основном дошли самовары, сделанные в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Конечно, они не совсем похожи на своих первых собратьев, вобрав в себя черты стандарта, но именно они прославили на весь мир тульский самовар.

 

ГЛАВА 4

МЕСТО САМОВАРА В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Революция 1917 года внесла свои коррективы в историю самовара. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода.

В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.

Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.

После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары [9].

Во второй половине ХХ века  на смену  жаровому самовару пришел  электрический, быстро завоевавший популярность  скоростью закипания. Художественно расписанные  электрические самовары стали  одними  из наиболее  популярных  сувениров для иностранных  туристов.

Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. В доме его помещали на самое видное и почетное место, в так называемый «красный» угол.  За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал главнейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства.

Самовар – это украшение любого стола. Этот предмет стал символом русского чаепития. Это синоним гостеприимства. Русский самовар воспели в своих произведениях известные писатели и художники. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

         О самоваре русские люди говорили только с любовью, называя его не иначе, как генералом или батюшкой. До нас эти теплые чувства дошли в народных поговорках и пословицах: «Печка-матушка да самовар-батюшка», «Самовар поставили, чай гонять заставили». О самоваре складывали песни, сочиняли частушки и поговорки. Самовар – это часть русской культуры.

Для русских людей выражение «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у него на чайную церемонию, посидеть за столом и поговорить неспешно, степенно, пообщаться и чаю попить.

Русская церемония чаепития направлена на объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен.

Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек.

Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя”. Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник”, глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Сегодня найти настоящий самовар трудно. Его уже вытеснили и заменили более удобные в обращении электрические чайники и кипятильники. Электрические самовары - это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар - это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара.

К сожалению, времена меняются. В наш вечно спешащий век приглашать «на чай» уже не принято, это воспринимается, как предложение зайти на несколько минут. Если и бывает иногда неспешное семейное чаепитие с настоящим самоваром и жужжащими пчелами над вазочками с медом и вареньем, то только летом на даче.

Думается, что ритм современной жизни, который не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю, сидя за круглым столом, стал той главной причиной, из-за которой  ушел из наших домов русский жаровой самовар. Современное общество не располагает к неторопливости, открытому разговору, что говорит о все большей вестернизации нашей русской культуры.

 Забываются и обычаи заваривать чай в самоваре. Вспоминают о самоварах только изредка, когда хочется тепла и уюта, хочется погрузиться в атмосферу сказки и детства и провести вечер в компании лучших друзей, делясь с ними радостями и печалью.

Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни  точки зрения техники и технологий изготовления. Такая ситуация типична для обыденных бытовых предметов, когда никому в голову ни приходит посвящать отдельные исследования самым типичным вещам домашней обстановки. И только с течением времени, когда самовар вдруг неожиданно стал антикварной редкостью и предметом активного коллекционирования у нас и за рубежом, интерес к самовару резко пошел вверх, и люди стали по крупицам собирать ту бесценную информацию, которая могла пролить свет на это явление нашей русской истории. Увы, слишком много изменилось в истории нашей страны. Миновали целые эпохи, отгремели две кровавые мировые войны. Многие секреты самоварного дела, уникальные методики его изготовления навсегда канули в водоворот стремительно меняющихся эпох и социальных потрясений. Те крупицы, которые удалось сохранить или с великим трудом отыскать на необъятных просторах нашей Родины, лишь подтверждают ту огромную ценность самоварного искусства для нас, современных граждан России, и неугасающий интерес к этому явлению со стороны множества людей не только нашей страны, но и за рубежом.

Оглядываясь в прошлое, понимаешь, для семьи традиционное чаепитие – вещь незаменимая. Почти два столетия назад декабрист Николай Бестужев сказал: «В семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самовары и не похитил у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе: старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым, молодые становятся внимательнее к старикам». Столько лет прошло, а слова декабриста все так же актуальны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           Обобщая материал, рассмотренный в работе, можно сделать следующие выводы:

- название «самовар» произошло от словосочетания «сам варит», и всегда этот предмет домашнего быта олицетворял наше национальное гостеприимство;

- первые самовары появились в России во второй трети XVIII века, скорее всего в Туле;

- первые самоварные мастера в Туле Лисицыны, Лялин, Ломов, Баташевы, Рудаков, Маликов, Чигинский, Черниковы, Минаев и другие;

- самовары изготавливали из различных металлов: латуни, красной и зеленой меди, топака, мельхиора. Изготовление самоваров процесс достаточно трудоёмкий. В течение XVIII-XIX веков инструментами самоварщика были самыми простыми. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар;

- во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты – «самоварные короли»: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью;

- в течение столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. Формы самоваров были разнообразные и имели достаточно интересные названия: "банка", "ваза", "рюмка", "шар", "груша", "яйцо", "желудь";

- во все времена люди были увлечены коллекционированием, и благодаря им сохранились до нашего времени многие старинные вещи, в частности самовар;

- самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке;

- ритм современной жизни, который не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, стал той главной причиной, из-за которой  ушел из наших домов русский жаровой самовар.

Результатом нашей работы стало создание, на основе полученных знаний, авторского альбома рисунков «Русский самовар». Новизна работы состоит в освещении истории самовара в связи с изменениями в мировоззрении народа и попытке выяснить причины исчезновения этого замечательного предмета из нашей жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                             Аттербери Р., Тарт Л. Иллюстрированная энциклопедия антиквариата.— М.: Наука, 1997. – 146 с.

2.                             Волкова С.В. Русские самовары в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Художественные собрания СССР.- М.: Советский художник,1986. -  208 с.

3.                             Лобанева Т.А. Русский самовар // Декоративное искусство СССР. –  1969. -  № 142. -  С.43-46.

4.                             Петрова Л.И. Самовар с секретом// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. –  2003. - № 7-8 (9) - С.7-12.

5.                             Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991.-225с.

6.                             Русские самовары/Сост. Е.А.Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.

7.                             Тихонова А. С. Тульский самовар – Тула.: Приокское книжное  

          издательство, 1989. – 175 с.

8.                             http://www.antiq.info/metalware/6937.html

9.                             http://www.ko.ru/

10.                         http://botasheff.narod.ru/business86.html

11.                         http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml

12.                         http://www.krestianin.ru/articles/6062.php

Категория: Статьи школьников | Добавил: Irenar (21.11.2011) | Автор: Полетаева Светлана
Просмотров: 3451 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0