Пятница, 24.11.2017, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS

История Тамбовского края глазами школьников

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи школьников

РУССКИЙ САМОВАР: ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА И ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ИЗ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА

ВВЕДЕНИЕ

Что такое самовар? Это что-то загадочное и неизвестное, современная молодёжь и не знает, что это такое. На самом деле самовар - это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Сам по себе самовар таит много загадок, поэтому так хочется узнать о нём как можно больше. Именно он объединяет семьи и считается символом домашнего очага. Ведь так прекрасно, когда сидишь в кругу семьи за столом, а посередине стола стоит чудесный самовар, а ты пьешь чай - такой вкусный и ароматный. Так хочется попасть в то время и почувствовать, то окружение и тепло. Почему же нет самоваров в наши дни? Мне кажется, что современный чайник быстрее кипятит воду, чем самовар, но зато в самоваре вода оставалась горячей намного дольше, чем в чайнике.  В прошлом, когда были самовары, чай пили всей семьёй, а сейчас чайник может согреть даже маленький ребёнок, но главное в том, что неуютно пить чай одному без тёплого окружения семьи и интересных разговоров. Кстати, я пила чай из самовара у бабушки, вы просто не представляете, какое это чувство  - душа поёт, даже в самый лютый мороз кажется, что за окном весна, настолько согревает чай из самовара. А какой вкус и аромат! Так что я советую найти самовар, конечно, сегодня он не у каждого есть, но только с ним можно по-настоящему насладиться чаем.

Поэтому свою работу я посвятила русскому самовару, настоящему чуду в жизни русского народа на протяжении многих лет.

Объект исследования: русский самовар и его история.

Предмет работы: появление самовара в России и причины его исчезновения из повседневной жизни.

Цель: изучить историю появления самовара и выявить причины его исчезновения из нашей жизни.

Гипотеза нашего исследования: самобытная история самовара в России тесно связана с идеей дружной большой семьи, а современная Россия постепенно теряет эту идею, что связано разобщенностью людей в современном мире.

Задачи работы:

-                     изучить доступную литературу по данной теме;

-                     обобщить собранный материал;

-                     сделать обоснованный вывод по проблеме;

-                     внедрить полученный материал в школьную практику.

Задачи и цель работы определили следующие методы работы: хронологический, который помог восстановить историю появления самовара в России; сопоставительный, с помощью которого был проанализирован собранный материал; метод анализа и синтеза.

Новизна работы состоит в освещении истории самовара в связи с изменениями в мировоззрении народа и попытке выяснить причины исчезновения этого замечательного предмета из нашей жизни. Кроме того, по результатам исследования был создан авторский альбом рисунков «Русский самовар».

ГЛАВА 1

ПРЕДЫСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РУССКОГО САМОВАРА

 

Тем, кто любит чай доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим приятным и проходить с большим количеством известных традиций, присущих национальному правилу той страны, в которой проходит чайное действо. Пьют чай и в Японии, и в Китае, в Индии и Турции, в чопорной Англии и, конечно же, в России.

Какое оно настоящее русское чаепитие? Что использовали наши предки, для того чтобы атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной. Какое приспособление улучшало вкусовые качества чая, создавало особую атмосферу на Руси и дошло до наших времён? Многое, конечно, можно перечислять и вспоминать, но, несомненно, важной частью традиционного русского чаепития является самовар. Что это за приспособление, почему к самовару и сегодня сохранилось уважительное и бережное отношение не только как атрибуту древней старины, но и как важной части жизни русского общества? Мы можем понять это лишь только тогда, когда совершим небольшое путешествие в историю русского чаепития и быта старых времён.

В Словаре русского языка говорится что самовар - это металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями, а в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано, что «самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри».

У самовара длинная и весьма занимательная история. Она теснейшим образом связана с историей России, ее деревенского быта. За относительное короткое историческое время самовар успел стать не только необходимым атрибутом быта в жизни русского человека, но и символом семенного очага, показателем житейского достатка и положения в обществе. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». Любые важные дела (да и не только важные) решались посредством чинного чаепития удивительно вкусного и горячего чая, неторопливо наливаемого по ходу беседы из брюха этого желтопузого красавца.

Идея «самонагревающегося» прибора не нова. Водогрейные сосуды, предшественники русского самовара, были известны еще во времена античности. К ним относится бронзовый прибор для кипячения воды, которой разбавляли вино, — автепс, с квадратной открытой площадкой для разведения огня и сосудом в виде вазы с краном на трех ножках-лапах. На Востоке издавна бытовали приборы для горячих блюд — бульона или супа, с жаровой трубой и поддувалом сродни китайским сосудам «Хо-Го» в виде металлической или фарфоровой чаши.

Среди римских сосудов, найденных при раскопках в Помпеях, наиболее близким нашему самовару по форме можно считать вазу на ножках-лапах с краном, но этот предмет не был связан с традицией чаепития, сложившейся на Востоке. При сравнении устройства различных вoдoгрейныx приборов можно заметить, что в самоваре использован конструктивный принцип восточного сосуда с трубой-жаровней, наполняемой углями, с решеткой и поддувалом. Однако по своему назначению этот сосуд не связан на Востоке с церемонией чаепития, в которой там использовались специальные кувшины и чайники, а чай заваривали в чашках [8].

В России же на медеплавильных заводах Урала осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления «сбитенников».

Сбитенники были известны и широко распространены уже в XVIII веке, а вот когда родился первый из них, неизвестно - внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда помещались угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника находилось поддувало. Сбитень – горячий напиток с медами лекарственными травами был чрезвычайно популярен на Руси до повсеместного распространения чая. Чай был конкурентом сбитня и был завезен в XVII веке из Азии и использовался, в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в другие крупные русские города какие как Одесса, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Название «самовар» произошло от словосочетания «сам варит», и всегда этот предмет домашнего быта олицетворял наше национальное гостеприимство. А в газете «Тульские губернские ведомости» за 1872 год есть такие строчки: «Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника…» [3].

По поводу того, как закреплялась в России традиция чаепития, любопытное наблюдение есть у В.Г. Белинского: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только пьёт чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который пять раз пьёт его дома и столько же раз в трактирах»…

Где и когда появился первый самовар и кто его изобретатель - неизвестно. Известно лишь то, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. В XIX веке самовар "расселяется" в Санкт-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях.

Были самовары «на каждый день» и гостевые, парадные. Были прямоугольные, которые можно упаковывать в дорожные сундучки. Самовары – гиганты вмещали несколько вёдер воды, а «малыши» всего один стакан – таким дали имя «эгоист» [1].

 Менялись времена, фасоны, а самовар продолжал поить ароматным чаем и был предметом, объединявшим людей.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ САМОВАРА В РОССИИ

2.1 Первые самоварные мастера

Энтузиасты музейного дела, коллекционеры и просто любители русской культуры давно и с завидным постоянством занимаются этим самобытным предметом, обыденным и необычайно популярным, исследуют и коллекционируют его. И все же самовар до сих пор упрямо хранит свои секреты, и самый главный из них — тайна его рождения.

Первые самовары появились в России во второй трети XVIII века. Именно тогда стало возможным рождение этого колоритного памятника отечественной бытовой культуры. Петровские реформы начала XVIII века привели к кардинальным переменам в жизни и быту россиян. Активное освоение рудных богатств Урала в начале столетия, добыча уральской меди в промышленных масштабах вывели страну в число передовых промышленных держав, XVIII век стал «медным веком» России. Любимое дитя «медного века», века расцвета русского художественного металла, самовар стал одним из ярких достижений художественной обработки меди второй половины XVIII — XIX веков и необходимым предметом быта всех сословий россиян.

В последней трети XVIII века самовар обрел свой окончательный и узнаваемый облик, с которым  у нас связывается понятие «самовар». Вертикальная ориентация корпуса разной формы, наличие крана с ключом, поддувала, поддона, ручек с держателями, крышки, конфорки и колпачка-заглушки на жаровую трубу — вот признаки, позволяющие безошибочно определить отечественное творение (см. Приложение 1). Этот тип русской водогрейной машины, произведения сугубо национального, связан прежде всего с Тулой, которая со временем обрела славу «самоварной столицы». В старинном центре металлообрабатывающей промышленности сложились наиболее благоприятные условия для развития этого промысла, которым занимались, в основном, высококвалифицированные мастера-кустари.

О том когда, где и кем был изготовлен первый самовар доподлинно неизвестно. Первый документально зафиксированный самовар появился в 1778 году в Туле в Заречье. Изготовлен он был братьями Назаром и Иваном Лисициными. Дело братьев пошло в гору и со временем их небольшая мастерская превратилась в настоящую фабрику [7].

Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. Самое большое количество фабрик, а их было 50, приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.

Поскольку изготовление самоваров оказалось делом прибыльным, вслед за Лисицыным свои мастерские начали открывать и другие туляки.

Кроме самоваров выпускаемых фабрикой Лисицыных стали пользоваться спросом самовары, изготовляемые фабриками Лялина, Ломова, Баташевых, Рудакова, Маликова, Чигинского, Черниковых, Минаева и других мастеров. 

2.2 Процесс изготовления самовара 

Самовары изготавливали из различных металлов: латуни, красной и зеленой меди, топака, мельхиора. При этом некоторые образцы делали позолоченными или посеребренными. Помимо различных материалов     для изготовления самоваров, разнообразными были и сами модели самоваров. Они выполнялись в виде разных форм, имели гравировку и чеканку. Ручки и краники самоваров также отличались замысловатыми формами [4].

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати, стоимость самовара вначале определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже.

На рубеже ХIX-XX веков в самоварной и промышленности появились новинки. Одной из них был самовар «Паричко» со съемным кувшином работающим на различных видах топлива ( керосине, угле, спирте и т.д.)  самовар, изобретенный инженером А .Ю. Паричко и выпущенный фабрикой братьев Шахдат и К.  Он был пожаробезопасен, не портился, если при растопке в нем не было воды, надолго сохранял воду горячей и был удобен в чистке. Второй новинкой был медный самовар, на котором труба была устроена сбоку, благодаря чему движение воздуха усиливалось, и вода закипала быстрее. Выпускала данную модель фабрика Черниковых.

 В то время самовары продавались на вес. Цена за пуд товара определялась в зависимости от металла, из которого был изготовлен самовар.

Изготовление самоваров процесс достаточно трудоёмкий. В течение XVIII-XIX веков инструментами самоварщика были самыми простыми. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар.

Процесс изготовления самовара был длительным. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику. На фабриках же шла сборка и отделка самовара. Известно, что целые деревни занимались изготовлением самоварных частей. Работа велась в жилых избах круглый  год за исключением летнего времени, в это время велись полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. Самовары  и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных сёлах в радиусе примерно 40км от города.

Изготовление самовара начинали с отбора материала. Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. По листу меди проводили специальным крючком или шилом, если процарапанная линия была жёлтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же жёлтая линия прерывалась (это указывало на примесь окиси меди), то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали. Одной из основных операций была наводка, которая требовала нескольких этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз.

Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Многодельный и трудоёмкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала – первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров: в это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавалась по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности, и они просто не сохранились.

В месяц один мастер изготавливал десять простых и четыре – пять фигурных самоваров, которые стоили недёшево: от шести до десяти рублей за штуку

2.3       «Самоварные» короли

Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты – «самоварные короли»: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. На Воронцовских и Баташёвских самоварах видны оттиски российского герба. Оказывается, государственную символику ставили на изделия только высшего качества. За лучшую продукцию, которую самоварных дел мастера представляли на отраслевых выставках – промышленных, сельскохозяйственных и специализированных (проходили они с интервалом в 10 лет), - фабриканты получали медали. Награды удовлетворяли их самолюбие, а оттиски медалей наносились на самовары [2].

Особенно ценились самовары фабрики Баташевых (см.Приложение 2). Настоящих фирм Баташевых было только три. Первая из них, основанная в 1825 г. Иваном Григорьевичем Баташевым, перешла к его сыну Николаю Ивановичу Баташеву.

Вторая фабрика была основана в 1840 году Василием Степановичем Баташевым и существовала потом под названием «Наследники В.С. Баташева».

Третья фирма была основана в 1840–1850 годах Александром Степановичем Баташевым и передана позже братьям Алексею и Ивану Степановичам Баташевым, при которых и закончила свое существование.

На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В. С. Баташева получили три награды: "Гран-при" в 1903-1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.

Самовары, клейменные фамилией Баташев, были наиболее популярными и в городской и в деревенской среде. Они охотно раскупались на ярмарках и базарах. Видимо эта популярность  вызвала появление в Туле около 15 самоварных фабрик, которые делали «баташевские» самовары. Их владельцы были дворянами Баташевыми, мещанами Баташевыми, купцами Баташевыми и вообще не Баташевыми, которые просто купили эту фамилию как торговую марку [10].

 В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие.

Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от 2 до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные - типа "кухня".

 С 1887 года в Туле  работает фабрика братьев Шемариных (см. Приложение 3). В 1899 году братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.

Вторым по значимости центром производства самоваров была Москва. О московских фабрикантах осталось значительно меньше  сведений, чем о тульских. Известны имена Зотова Ивана, Купермана, Торгового дома «Мюр и Мерилиз» и немногих других мастеров.

2.4 Распространенные формы самоваров

 В течение столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных фасонов самоваров фабрики В. С. Баташева и его наследников (см. Приложение 5). Среди них самовар красной меди 1870 года – флорентийская ваза, томпаковый овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году (см. Приложение 6). Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз греческой, рококо, зеркальной, византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти ёмкостью 200 граммов, действующие, были изготовлены в подарок детям царя Николая II: четырём дочерям и сыну.

Формы самоваров были разнообразные и имели достаточно интересные названия: "банка", "ваза", "рюмка", "шар", "груша", "яйцо", "желудь" и другие. Эти названия давались по ассоциации с соответствующими предметами. Форму придумывал каждый мастер и по-своему изготавливал свое изделие. Самой необычной формой самовара является самовар "Петух", сделанный в виде птицы и получивший в 1873 году золотую медаль на Всемирной художественной выставке в Вене, где самовары выставлялись впервые как экспонаты художественные [5].

Особый шик самовару придавал декор русского стиля, когда элементы изделия делались по мотивам сказок, преданий или былин – "терема", "избушки", "богатыри", украшенные краниками в виде золотых рыбок. Тулов сосуда украшался медалями с выставок, но часто на нем высекались тематические поговорки и пословицы: "Чай пить - не дрова рубить", "За чаем не скучаем", "Чай пьешь - до ста лет проживешь!", "От чая пьян не будешь".

Среди уникальных изделий – единственный в своем роде бронзовый самовар, который изготовили по заказу императорского двора как подарок императору Японии. Но в дело вмешалась история – во время своего путешествия в 1891 году в Страну восходящего Солнца наследник престола Николай (будущий царь Николай II) был ранен покушавшимся на его жизнь фанатиком, и подарок остался неврученным. После пролетарской революции 1917 года самовар исчез из Зимнего дворца и всплыл только в 1992 году на антикварном аукционе.

Но во второй половине XIX века в связи с большим спросом на самовары происходит унификация их форм и декора. Вырабатывается ряд стандартных образцов, удобных для массового производства, которые модифицируются в различных вариантах и разнообразятся чаще всего литыми фигурными деталями. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой [6]. Форма шара приобрела большую популярность на грани XIX-XX столетий и была позаимствована, скорее всего, от бульоток – сосудов на спиртовке для подогревания воды (см. Приложение 4). Бульотки использовались зажиточными людьми, у которых кухни были удалены от покоев, для «чая для двух». В собрании музея, к сожалению, данные предметы не представлены.

Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с ярмарок.

К началу XX века появляется новый тип самовара – керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина – с помощью этого топлива нагревалась его вода.

В наше время в Туле, как и прежде, изготавливают самовары. В основном это, конечно, электрические самовары для современного застольного чаепития. Идеальное русское приспособление для кипячения воды к чаепитию используется по сей день. Приятная застольная беседа переходит в ритуал священнодействия и прекрасно дополняется красивым видным предметом, который становится центром всех действий связанных с чаем. Говорят, что чаепитие с самоваром на столе придаёт своеобразный магический шарм этому простому и прекрасному действу.

 


Категория: Статьи школьников | Добавил: Irenar (21.11.2011)
Просмотров: 2297 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0