ВВЕДЕНИЕ
В своей жизни человек проезжает много дорог, видит много
интересного и нового. Но не каждый умеет
увидеть, то самобытное и чудесное, что заворожит и запомнится навсегда. Не
каждый умеет не только смотреть, но и видеть. Тогда привычная дорога, родная и
обыденная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища
древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось со
мной. Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и,
чтобы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный сайдинг и закрыли под безликим пластиком
старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один,
побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обычный, безликий пейзаж. И
вот взгляд останавливается на старом домишке, который смотрится несколько убого
на фоне соседних каменных домов. И что-то в нем есть такое, что заставляет
остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличники на окнах, вот что
остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми или замысловатыми узорами.
И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его
хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то
свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка.
Они делают каждый дом не похожим на своих соседей, хранящим историю нескольких
поколений. Хотелось бы сохранить эту загадку и красоту нетронутой и в тоже
время сделать её родной будущим поколениям.
Что же заставляло в старину
русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью, уделять внимание
таким непрактичным вещам, как
наличники?
Обьектом
данного
исследования являются наличники, как отражение народного восприятия окружающего
мира.
Предмет
исследования: тайны символики и своеобразие тамбовских наличников.
Цель
работы: выяснить, с чем связано появление определённых
художественных мотивов на оконных наличниках Тамбовского края, их символический
смысл.
Задачи,
которые необходимо было решить в ходе работы:
-
познакомиться с научной и публицистической литературой по данной теме;
-
собрать необходимый фактический материал по истории наличников на Тамбовщине;
-
проанализировать литературу по данной теме;
-
познакомиться с различными видами оконных
наличников;
-
сделать обоснованный вывод о своеобразии тамбовских наличников;
- применить полученные сведения в школьной
практике.
Задачи
и цель работы определили следующие методы работы: хронологический, который
помог восстановить историю появления оконных наличников; сопоставительный, с
помощью которого был проанализирован собранный материал и метод анализа и
синтеза.
Данная
работа позволяет узнать истоки появления художественных символов, украшающих
оконные наличники, и сохранить удивительные деревянные лица домов, как напоминание о своеобразии
истории Тамбовского края. Она приобщает каждого из нас к истории малой родины и
делает нас чуточку добрее и внимательнее к прошлому.
ГЛАВА 1
ЖИВОЕ ДЕРЕВО
Дерево испокон
веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования,
связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно
считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян.
Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная
любовь к нему?
Считалось, что
дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их
мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в
народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная
сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К
примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на
перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Символ дерева,
изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских
представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья -
на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную
силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание
человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе
- это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую
древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
ГЛАВА 2
ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛИЧНИКОВ
2.1
Легенда об ангеле и окне
Согласно некоторым русским
народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так:
Первые дома,
которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом,
стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный
свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял
топор и прорубил в стене окно. Женщина ответила: "Все это хорошо, но
теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее
пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят
свои дома с окнами.
[7]
При первом
знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же
рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно? Но оказалось, что
привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в XVIII веке. И
то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. [4] В красное окно вставлялось
стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда
прорубил ангел? Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по
размеру, назывались они волоковыми окнами.
(См. Приложение 1) Такое
окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось
дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было
отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло
название волоковое окно. Начиная с XIX века, когда стекольное производство в
России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние
волоковые окошки. Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных
постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское
окошко там, где и не ждали. Но как же так? Если красные окна появились только в
XVIII веке, то, как на наличники могли попасть архаичные магические знаки?
Значит, все наши умозаключения вот так легко рушатся? Ничего подобного. На
наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в
домовой резьбе. Подзоры (См. Приложение 1) на
крышах домов, причелины (См. Приложение 1), все они несли и
сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто
сказал, что волоковые окошки не защищали от нечистой силы? Например, в Кижах
сохранилось, по крайней мере, одно, очень и очень старое волоковое окошко,
украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в
Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
В музеях бережно
хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников
практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти.
Почему? Ответ прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой
прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать
дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с
магическими символами умирали вместе с домом. Положение изменилось не более
двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей
музеев.
2.2.
Группировка наличников по Б.А. Рыбакову
Академиком
Б.А. Рыбаковым в книге «Язычество Древней Руси» была представлена очень крупная
и приблизительная группировка наличников (в этой группировке смешаны смысловые
и композиционные признаки):
Группа I
В
эту группу входят наличники с явным преобладанием солярных знаков (См.
Приложение 2).
Группа II
Определяющим
признаком является особенность композиции — навершение наличника в виде
двухскатного покрытия или полукруга, и двух крупных фигур берегини-рожаницы по
обеим сторонам навершения (См. Приложение 4). Б.А. Рыбаков определил наличники
Ярославского Поволжья, как типичных представителей этой группы.
Группа III
Композиционно
на наличниках отсутствуют небосвод и "хляби небесные" — навершение
наличника плоское (горизонтальное). Явно выделяется одна (центральная) фигура,
возможно обрамление ее звериным орнаментом. [5] (См. продолжение работы).
|