Пятница, 29.03.2024, 10:15
Приветствую Вас Гость | RSS

История Тамбовского края глазами школьников

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи школьников

Деревянное кружево на окнах: тайны символики и своеобразие тамбовских наличников

ВВЕДЕНИЕ

 

Автор работы Сарычева АнастасияВ своей жизни человек проезжает много дорог, видит много интересного и нового. Но  не каждый умеет увидеть, то самобытное и чудесное, что заворожит и запомнится навсегда. Не каждый умеет не только смотреть, но и видеть. Тогда привычная дорога, родная и обыденная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось со мной. Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, чтобы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный  сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обычный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старом домишке, который смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в нем есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми или замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей, хранящим историю нескольких поколений. Хотелось бы сохранить эту загадку и красоту нетронутой и в тоже время сделать её родной будущим поколениям.
        Что же заставляло в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью, уделять  внимание  таким непрактичным вещам, как  наличники?

Обьектом данного исследования являются наличники, как отражение народного восприятия окружающего мира.

Предмет исследования: тайны символики и  своеобразие тамбовских наличников.

Цель работы: выяснить, с чем связано появление определённых художественных мотивов на оконных наличниках Тамбовского края, их символический смысл.

           Задачи, которые необходимо было решить в ходе работы:

- познакомиться с научной и публицистической литературой по данной теме;

- собрать необходимый фактический материал по истории наличников на Тамбовщине;

- проанализировать литературу по данной теме;

- познакомиться с различными видами оконных  наличников;

- сделать обоснованный вывод о своеобразии тамбовских наличников;

- применить полученные сведения в школьной практике.

Задачи и цель работы определили следующие методы работы: хронологический, который помог восстановить историю появления оконных наличников; сопоставительный, с помощью которого был проанализирован собранный материал и метод анализа и синтеза.

Данная работа позволяет узнать истоки появления художественных символов, украшающих оконные наличники, и сохранить удивительные деревянные  лица домов, как напоминание о своеобразии истории Тамбовского края. Она приобщает каждого из нас к истории малой родины и делает нас чуточку добрее и внимательнее к прошлому.

ГЛАВА 1

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

 

Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?

 

ГЛАВА 2

ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛИЧНИКОВ

 

2.1 Легенда об ангеле и окне

 

Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так:

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно. Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами. [7]

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно? Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в XVIII веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. [4] В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел? Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. (См. Приложение 1) Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно. Начиная с XIX века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали. Но как же так? Если красные окна появились только в XVIII веке, то, как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит, все наши умозаключения вот так легко рушатся? Ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры (См. Приложение 1)  на крышах домов, причелины (См. Приложение 1), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищали от нечистой силы? Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере, одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти. Почему? Ответ прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.

 

2.2. Группировка наличников  по Б.А. Рыбакову

 

Академиком Б.А. Рыбаковым в книге «Язычество Древней Руси» была представлена очень крупная и приблизительная группировка наличников (в этой группировке смешаны смысловые и композиционные признаки):

Группа I

В эту группу входят наличники с явным преобладанием солярных знаков (См. Приложение 2).

Группа II

Определяющим признаком является особенность композиции — навершение наличника в виде двухскатного покрытия или полукруга, и двух крупных фигур берегини-рожаницы по обеим сторонам навершения (См. Приложение 4). Б.А. Рыбаков определил наличники Ярославского Поволжья, как типичных представителей этой группы.

Группа III

Композиционно на наличниках отсутствуют небосвод и "хляби небесные" — навершение наличника плоское (горизонтальное). Явно выделяется одна (центральная) фигура, возможно обрамление ее звериным орнаментом. [5] (См. продолжение работы).

Категория: Статьи школьников | Добавил: Irenar (07.05.2011)
Просмотров: 3464 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Екатерина  
0
[хочу посмотреть всю работу

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0